11 марта 2018
Вселенная Русского хора. Красота и духовность
... уникальная сила воздействия на глубинные духовные уровни...
... звучанием позволили приблизиться к той благодатной основе, на которой зиждется всё творчество... владение фактурой хорового письма ...

... Богатейшая эмоциональная палитра достигнута на основе свободной обработки народных казачьих песен. Игра ритмов, гармонических красок, фактурных приёмов...
Начало весны в столичной культурной жизни отмечено проведением концерта современной хоровой музыки. Событие состоялось в рамках IV Московского фестиваля "Вселенная Русского хора". Концертный зал Российской академии и музыки им. Гнесиных, что в Малом Ржевском переулке, оказался достойным звучащим пространством для удивительно слаженного и высокопрофессионального исполнения непростых хоровых опусов. В концерте приняли участие три крупных хоровых коллектива: Государственная капелла Москвы им. В.Судакова (художественный руководитель и главный дирижер заслуженный артист РФ Анатолий Судаков), Академический хор МГИМ им. А.Шнитке (художественный руководитель и дирижер, профессор Дмитрий Онегин) и Камерный хор ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова (художественный руководитель заслуженная артистка РФ, профессор Галина Богданова).

В программе прозвучали произведения ярких представителей современной отечественной хоровой композиторской школы. Имена известных и любимых хористами мастеров хорового письма, таких как Виктор Ульянич, Юрий Евграфов, Ирина Кайнова на этом концерте были дополнены именами представителей молодой плеяды. Так на суд публики в этот день представили свои опусы молодые композиторы Анна Фомина и Алёна Никишина.

Достойным началом концертной программы прозвучали «Три хора» из Камерной кантаты Юрия Евграфова. Проникновенная лирика стихов Анны Ахматовой стала вербальной канвой аскетичной и выразительной музыкальной ткани трёх одноименных миниатюр: "За озером луна", "И в день Победы", "Небывалая осень".
Опусы Алины Никишиной "Пойду в долины сна" и Анны Фоминой "Lady of Shalott" стали настоящим открытием. Новаторство и почвенность, основанная на традиционной школе русского хорового письма в этих сочинениях, получили блестящее воплощение.

Излюбленные публикой и входящие в золотой хоровой репертуар «Три хора» из Кантаты по мотивам украинского фольклора "Добрий вечiр" Виктора Ульянича стали лирическим центром концерта. Обладая уникальной силой воздействия на глубинные духовные уровни, хоры "Ой, я вчора-iзвечора", "Вiе вiтер, вiе буйний", "Добрий вечiр" своим звучанием позволили приблизиться к той благодатной основе, на которой зиждется всё творчество композитора.

Эффектной драматической кульминацией концерта прозвучала "Казачья кантата" Ирины Кайновой. Мастерское владение фактурой хорового письма и удивительный колористический талант композитора в этом цикле раскрылись с новой силой. Развернутый цикл из шести номеров был представлен как крупное хоровое полотно, сотканное из контрастных и многообразных миниатюр. Богатейшая эмоциональная палитра достигнута на основе свободной обработки народных казачьих песен. Игра ритмов, гармонических красок, фактурных приёмов позволила сотворить чудо: народная песня преобразилась из прикладного бытового жанра в театральное действо. Немаловажный факт: впервые кантата прозвучала целиком, исполнение двух последних номеров "Ой, что ж там за шум?" и "Как во чистом поле" - премьера. Ранее "Казачья кантата" также блестяще исполнялась Государственной капеллой Москвы им. В.Судакова на Фестивале "Московская осень".
Достойным завершением концертной программы стали «Три духовных песнопения» Виктора Ульянича. Композитор неоднократно обращается в своем творчестве к духовной тематике, использование канонических текстов имеет для Виктора Ульянича особый смысл. "Святый Боже", "Богородице Дево, радуйся!", "Достойно есть" - тексты, к которым обращается автор современных, не лишенных новаторства хоровых миниатюр. Кажется, в этих сочинениях достигнуто стремление к соединению двух начал: красоты и духовности. Действительно, по словам композитора "Красота должна быть одухотворена – тогда она служит Богу!". В этот вечер воистину нам удалось приблизиться к вселенной русского хора, к богатейшей русской хоровой традиции.

Ксения Новикова, музыковед, преподаватель РАМ им. Гнесиных
В статье использован фотоматериал Натальи Морозовой
...прогуливаясь по вечерней Москве, без планов на фотосъемку, фотограф Наталья Морозова не прошла мимо красочной афиши IV московского фестиваля "Вселенная Русского хора" и поделилась экспромтом снятыми во время концерта на планшет кадрами.
Благодарим Наталью!